На самом деле, пугать это не должно – все они учатся постепенно и вполне естественно в ходе тренировочного процесса. Основные запоминаются уже через несколько занятий, редко используемые – чуть дольше, но чаще всего, в зале есть у кого спросить значение непонятного слова.
В данном разделе мы постарались собрать те термины, которых хватит для понимания большинства того, что говорится в любом додзё, в какой бы точке света вы не занимались в дальнейшем.
Учтите, что некоторые термины, которые используются в Айкидо, могут быть известны Вам под другим произношением! В этом нет ничего удивительного. Мы давно уже привыкли к словам типа:
- Шогун - вместо сёгун
- Шомэн-учи - вместо сёмэн-ути
- Джиу-джицу - вместо дзю-дзюцу и т.д.
Айкидо - путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихей Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.
Ай - 1) Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айкидзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви - это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.
Ки - Мнение. Дух. Энергия. Насущная сила, намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры - философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.
До - путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До - Путем к гармонии духа и тела.
Айкидока - занимающийся айкидо.
Будо - военный путь, боевые принципы. Принципы проистекают из воинских искусств, как, например, Дзюдо из Дзюдзюцу.
Будока - тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, дорогой воина.
Сэнсэй — учитель (буквально - прежде рожденный).
Сихан - мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов.
Досю - великий мастер, магистр. Согласно японским обычаям, положение Великого мастера, магистра должно передаваться по наследству. В настоящее время Досю - Моритеру Уэшиба, внук Основателя.
Учи дэси —ближайший ученик или последователь.
Сэмпай — старший ученик.
Кохай — младший ученик.
Дан — мастерская степень.
Кю: — ученическая степень.
Юданся - старшие степени (Даны)
Нагэ — проводящий прием партнер
Укэ — атакующий партнер
О-нэгаи симас — очень Вас прошу, формула приветствия, произносится перед началом занятия и как приглашение в парную работу.
До:мо аригато годзаимаста — большое спасибо
Хадзимэ — начали
Ямэ — стоп, закончили
Татте, кирицу — встать
Сэйдза — сесть (на колени)
Мокусо (моксо) — медитация, "молчание мыслей"
Рэй — поклон.
Дза рэй — поклон на коленях
Рицу рэй — поклон стоя
Гомэн насай — прошу прощения; извините (после того, как случилась неловкость)
Сумимасэн — прошу прощения (обычно перед тем, как побеспокоить)
Ий дэс — ничего страшного, все в порядке
Додзе — место постижения пути, тренировочный зал
Кимоно — традиционная японская одежда
Ги (до ги) (кейко ги) - одежда для тренировки.
Хакама — штаны-юбка(в айкидо традиционно черного или синегоцвета)
Оби — пояс
Боккэн — деревянный меч для занятий
Танто: — деревянный нож для занятий
Дзё: — деревянная палка для занятий
Татами — маты (исходно - японские соломенные)
Камидза — "верхнее место; почётное место". Главное место в зале
Семэн — фасад, фронт, лицевая часть чего-либо. Также - название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза.
Хомбу додзе - термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.
- Те — рука
- Тай — тело
- Куби — горло
- Тэкуби — предплечье
- Мунэг — грудь
- Катап — плечо
- Aси — стопа, шаг
- Эри — ворот
- Хидзи — локоть
- Котэ — запястье
- Хара — живот
- Коси — бедро, поясница
- Удэ — локоть
- Мэн — лицо
- Тэ-гатана — рука-меч
- Дзё: — верх
- Тю: (чу) — середина
- Гэ (ги) — низ
- Миги — правый
- Хидари — левый
- Маэ — передний, вперед
- Усиро — задний, назад
- Ёко — боковой, вбок
- Ити — один
- Ни— два
- Сан— три
- Си — четыре
- Го — пять
- Року — шесть
- Сити — семь
- Хати — восемь
- Кю: — девять
- Дзю—десять
- Укеми - буквально "получающий через тело". Падение. Способ совершения контролируемого падения при броске.
- Маэ укэми — кувырок вперед.
- Гяку маэ укэми — кувырок вперед по диагонали, через разноименную руку.
- Усиро укэми — кувырок назад.
- Гяку усиро укэми — кувырок назад через впереди стоящую ногу, страховка назад с возможным кувырком через плечо, одноименное подгибающейся ноге (в процессе выполнения происходит смена ног)
- Ёко укэми — боковая страховка
- Маэ отоси (маэ) — напрыгивание на руки
- Камае - положение или стойка с оружием или без него.
- Тачи ваза - техника выполняемая стоя.
- Сувари вадза - техники, выполняемые уке и наге в сидячем положении.
- Сувари - Сидящий, сидя.
- Ханми хантати - позиция, где наге сидит, а уке стоит.
- Ма ай — дистанция между партнерами, дистанция гармонии: "две руки", "два меча"
- Сидзэнтай - стойка естественного ожидания
- Кибадати — "стойка всадника"
- Ай ханми — одноименная стойка двух партнеров (обы в левой стойке или оба в правой)
- Гяку ханми — разноименная стойка двух партнеров (один в левой, другой в правой)
- Кайтен - поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально "открой и поверни". Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
- Тсуги-Аши - шаг вперёд с впереди стоящей ноги
- Аюми-Аши - шаг вперёд с сзади стоящей ноги.
- Тенкай - поворот тела на 180".
- Тенкан - вращение тела на одной (впереди стоящей )ноге на 180.
- Движение подобное вихрю - самое длинное перемещение в Айкидо состоящее из двух Тенканов
Кататэ дори — захват одной рукой за руку соперника
а) Гяку-ханми кататэ дори — разноименный захват за руку (правая за левую или наоборот).
b) Ай-ханми кататэ дори (коса дори) — одноименный захват за руку (правая за правую или наоборот)
- Моротэ дори (Рё кататэ дори) — захват двумя руками за одну
- Рётэ дори — захват за обе руки
- Ката дори — захват за плечо
- Рё ката дори — захват за оба плеча
- Мунэ дори — захват за куртку на груди («за грудки»)
- Хидзи дори — захват за локоть
- Усиро рётэдори — захват сзади за обе руки
- Усиро рё хидзи дори — захват сзади за оба локтя
- Усиро эри дори — захват сзади за ворот куртки
- Усиро куби симэ — захват сзади за шею с удушением
Техника атакующих захватов спереди.
- Ай ханми кататэ тори. Захват за запястье в одноимённой стойке.
- Гьяку ханми кататэ тори. Захват за запястье в разноимённой стойке.
- Рио катате тори. Захват двумя руками за два запястья.
- Мороте тори. Захват двумя руками за одну руку.
- Муне дори. Захват одной рукой за отворот доги.
- Рио муне дори. Захват двумя руками за отвороты доги.
- Ката дори. Захват одной рукой за одно плечо.
- Рио ката дори. Захват двумя руками за плечи.
Техника атакующих захватов сзади.
- Уширо кататэ тори. Захват сзади за одну руку.
- Уширо рио кататэ тори. Захват сзади за две руки.
- Уширо ката дори. Захват сзади одной рукой за одно плечо.
- Уширо рио ката дори. Захват сзади двумя руками за два плеча.
- Эри тори. Захват сзади одной рукой за воротник.
- Уширо какаэ тори. Захват сзади поверх обеих рук.
- Уширо кататэ тори куби шимэ. Захват сзади за руку с удушением.
- Цки. Удары кулаком в три уровня. Гэдан цки. Дзёдан цки. Чудан цки.
- Шомэн учи. Удар ребром ладони сверху-вниз.
- Ёкомен учи. Удар ребром ладони сбоку.
- Маваши цки. Удар кулаком сбоку.
- Эмпи учи. Удары локтями.
- Кизи дори. Удары коленями.
- Маэ гери. Прямой удар ногой.
- Маваши гери. Круговой удар ногой.
- Йоко гери. Удар ногой вбок.
- Уширо гери. Удар ногой назад.
- Дзёдан цки — удар кулаком в голову (верхний уровень)
- Чудан цки — удар кулаком в туловище (средний уровень)
- Гэдан цки — удар ниже пояса (нижний уровень)
- Сёмэн ути (шомен учи) — вертикальный рубящий удар ребром ладони в голову по направлению сверху вниз
- Ёкомэн ути (ёкомен учи) — рубящий удар ребром ладони в голову сбоку
- Ката - фиксированная форма или предписанный образ перемещения. Используется в боевых искусствах как метод обучения.
- Омотэ — вариант исполнения приема с входом навстречу (ирими)
- Ура — вариант исполнения приема с уходом (тэнкан) в сторону
- Нагэ — бросок
- Иккё (дай иккё) — первый контроль (локтя)
- Никкё (дай никкё) — второй контроль (локтя и запястья)
- Санкё (дай санкё) — третий контроль (запястья и предплечья)
- Ёнкё (дай ёнкё) — четвертый контроль (локтя и предплечья)
- Гокё (дай гокё) — пятый контроль (локтя и запястья)
- Дзюдзи нагэ (дзюдзи гарами нагэ) — бросок «связыванием накрест» рук противника
- Ирими нагэ — бросок, выполняемый на встречном движении
- Кайтэн нагэ — бросок круговым движением
- Кокю нагэ (кокьюнаге) — бросок «силой дыхания»
- Коси нагэ (кошинаге) — бросок через бедро
- Котэ гаеси нагэ (котэгаеши) — бросок «опрокидыванием предплечья»
- Сихо нагэ (шихонаге) — бросок «на четыре стороны»
- Суми отоси (сумиотоши) — бросок воздействием на руку изнутри
- Тэнти нагэ (тэнчинаге) — бросок «небо-земля»
- Удэкимэ нагэ — бросок воздействием на руку (локоть) снаружи
- Хидзи кимэ — удержание локтя
- Айкиотоши - глубокий вход с подбросом внешней ноги уке
- Суми отоши - бросок давлением в локоть.
- Дзию ваза - свободные атака и защита.
- Кихон ваза - наиболее формальный способ выполнения или демонстрации техники.
- Кокю хо - дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.
- Хенка ваза - Различные техники, изменение техники. Особенно при начале одного приема и изменении на другой в процессе выполнения.
- Кимэ — концентрация силы
- Ки-но-нагарэ — поток ки; энергия, подобная ручью. Работа в динамике.
- Дзансин - неразрушимое сосредоточение. Дзансин - "следование сквозь" прием, "через" технику; даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.
- Кокю - движущееся дыхание. Концепция Кокю подобна индийской идее праны - "жизненного дыхания космоса". Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию вселенной.
- Кейко — тренировка, занятия